Экономика и время, Санкт-Петербург,
13 декабря 2010 г.
Без капитала: не играть по правилам, а формировать их 931 просмотр
Туристический бизнес России лихорадит: не смог выполнять обязательства перед клиентами один из крупнейших операторов страны. И если ему не помогут материально, картина будет напоминать крушение большого океанского лайнера.
Попытки реанимировать работу «Капитал тура» предпринимают на самом высоком уровне: специальная комиссия создана в Ростуризме, проблему обсуждали в Госдуме.
Идут переговоры с кредиторами. Но результата, который гарантировал бы выполнение обязательств оператора перед партнерами по бизнесу и конечными покупателями, пока нет. А что есть?
Масштаб бедствия
Все началось с того, что казавшийся незыблемым «Капитал тур» в середине ноября не смог отправить на отдых несколько десятков туристов. Бывает. На следующий день они не улетели снова.
И грянул гром…
Масштабы проблемы долго были неясны. Однако шило в мешке не утаишь, и сейчас понятно, что они оказались гораздо большими, чем предполагалось. «Капитал тур» — один из крупнейших игроков на российском туристическом рынке. До последних событий компания еженедельно отправляла на отдых за границу (по 40 направлениям) около 3 тыс. человек, имея ежедневный оборот примерно в 40 млн руб. Причем работала на таких массовых, но достаточно дорогих направлениях, как Юго-Восточная Азия (Таиланд, Индонезия, Шри-Ланка) и Латинская Америка (Доминикана, Куба). С 17 ноября туроператор приостановил свою деятельность. Уже оплатившие туры люди остались без денег и отдыха. Те, кто успел улететь, были вынуждены повторно платить за размещение в отелях или приобретать билеты, поскольку денег от «Капитала» гостиницы и перевозчики так и не увидели. В Таиланде и Доминикане его клиентов выселяли на улицу с применением силы — доходило до драк с персоналом, стычек с полицией и детективных историй. Но это «цветочки»: по информации оператора, вперед (на период до марта 2011 года) продано более 8 тыс. туров на сумму примерно в $ 10 млн. А поскольку понятие «тур» чаще всего предполагает поездку для двоих человек, то потенциальными пострадавшими являются не менее 15 тыс. россиян.
О деньгах и ответственности
Когда выяснилось, что оператор не может выполнять обязательства, началось исследование его финансовой состоятельности. Оно привело к удивительным открытиям.
Оказалось, что «Капитал тур» уже давно работает без должного капитала. В последнее время это была типичная «пирамида»: новый клиент оплачивал расходы по предыдущим обязательствам, а нехватку средств восполняли кредиты. Рано или поздно момент, когда оборотных денег не хватит, должен был наступить.
В настоящее время «Капитал тур» имеет задолженность перед 8 российскими банками в размере $ 45 млн. Сколько он должен зарубежным партнерам — неизвестно. Хотя есть предположения, что еще примерно столько же. И хотя почти сразу после начала истории появились слухи о покупке оператора Михаилом Прохоровым, кредиты так и не пролонгировали. Денег в кассе нет, и становится известно, что «Капитал тур» должен не только банкам: больше 13 млн руб. он задолжал за аренду и другие услуги.
Что ждет тех, кто пострадал? Финансовая ответственность «Капитала» застрахована в совокупности на 190 млн руб. в страховой компании «Инногарант», а еще на $6 млн часть туристов застраховалась от невыезда (включая риск банкротства компании). Денег на возмещение хватило бы, если каждый проданный от имени «Капитала» тур стоил бы не более 44,4 тыс. рублей.
Но будущее выплат туманно. Потому что «вдруг» выяснилось, что «Инногарант» не получал от «Капитала» оплату по индивидуальным страховкам от невыезда. То есть деньги по этой статье туристы платили, но страховщику они переведены не были. Имущества у «Капитала» практически нет, помещения арендованные: в случае банкротства даже продать с аукциона толком будет нечего. И если «Инногарант» сумеет отказаться от выплат из собственных средств, сумма на возмещение фактически станет вдвое меньшей.
Вершина айсберга
По мнению пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, ситуация с «Капиталом» может спровоцировать серию банкротств на туристическом рынке. «Это очень серьезный удар по рынку в целом. — считает она. — И даже если ситуацию удастся разрешить, подорвано доверие к туристическому бизнесу в целом. Вполне вероятно, что будет отток спроса». Эксперты не сомневаются: если «Капитал Тур» рухнет, то это повлечет за собой банкротство болшого количества мелких турагентств. Многие из них работали с компанией на условиях франчайзинга, реализуя только «капиталистические» путевки. И если турист не получит деньги от «Капитала», он предъявит претензии агентству, которое должно будет либо их вернуть, либо купить другой тур. А ведь есть небольшие фирмы, которые забронировали у оператора туры на 2–3 млн рублей уже на Новый год: банкротство «Капитала» фактически означает их смерть. Но посмотрим правде в глаза. Ведь профессионалы рынка могли предполагать, что риск есть. Агентства с большим удовольствием перепродавали клиентам туры «Капитала», потому что у того цены зачастую хоть и отдавали душком демпинга, но зато на них можно было хорошо заработать. А генеральный директор «Инногаранта» Виктор Калиновский сказал о том, что его компания не получила денег по индивидуальным страховкам от невыезда только тогда, когда загорелась под ногами земля и обозначились перспективы многомиллионных трат. До этого он молчал — так было удобно. А что туристы? Это их проблемы…К тому же «Капитал Тур» — не первый опыт строительства «пирамид» для четы Бельтюковых. Ведь генеральный директор «Капитала» Инна Бельтюкова и ее муж Игорь, президент компании, уже опробовали метод на фирме «Инна-тур». История семилетней давности практически копия нынешней, только тогда последствия для «попавшего на деньги» кредитора Бельтюковых «Гута-банка» (и туристов) были меньшими. «Не играть по правилам, а формировать их». — таков девиз Инны и Игоря Бельтюковых. Правда, в 2003-м закончилось тем, что решением совета директоров супруги были в один день сняты со своих постов.
Без гарантий
Глава Правовой комиссии РСТ, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов констатирует: «Сейчас никто никак не может воздействовать и привлечь к ответственности туроператора, работающего без нужного финансового обеспечения. Это дискредитирует систему финансовых гарантий и лишает смысла попытки сделать ее более эффективной».
Да и агент почти неподконтролен, так как для открытия фирмы по продаже туров не нужно ни лицензии, ни сертификата. Открыть ее может любой, не имея собственных средств — на первое время их можно занять в банке, а потом пополнять за счет потока туристов. Что многие и делают…
В мировой практике, по словам президента РСТ Сергея Шпилько, чаще применяют не фиксированную сумму страховых гарантий, а страхование ответственности туроператора пропорционально годовому финансовому обороту (или сумме выручки от реализации туруслуг). Причем для подтверждения финансовых показателей оператор должен представить в страховую компанию (или банк) баланс и отчет о прибылях и убытках. Может быть проведен и независимый аудит. Только в России это мало кого интересует, поскольку финансовые потоки нередко текут «по черному»…
А это означает, что стопроцентных гарантий нет ни у кого. И не факт, что Бельтюковы вскоре не откроют новую фирму…
Мнения
Виталий Буробин, директор агентства «Бейли»
— Еще в августе мы предчувствовали подобное развитие событий и рекомендовали ограничить число бронирований у «Капитал Тура», предложили покупать туры лишь на ближайшие даты.
Несмотря на наши замечательные отношения и пребывание в лидерах продаж, дружба — дружбой, а бизнес — бизнесом. Нас многому научила аналогичная ситуация с «Детуром» в 2008 году, поэтому мы старались минимизировать продажи по линии «Капитал тура». Благодаря этому у нас было всего 8 бронирований и теперь, по мере наступления страховых случаев, подаем все необходимые документы для страховой компании. Но, судя по слухам, надеяться на компенсации и выплаты не приходится. Как и в случае с «Детуром» мы уже простились с утраченными суммами.
В любом бизнесе случаются такие «попадания», и раз уж мы не смогли полностью принять волевое решение и отказаться от работы с «Капиталом» раньше, значит сами виноваты.
Татьяна Юрченко, генеральный директор агентства «Азбука Счастья»
— Первоначально мы были уполномоченным агентством этого оператора, а весной вошли в его франчайзинговую сеть. Реально оцениваем ситуацию и понимаем, что «Капиталу» на самом деле никто не помогает. Ни банки, ни государство. А ведь если оператор входит в тройку лидеров, то его банкротство — и для государства беда. Нельзя было допускать того, чтобы российским туристам приходилось буквально убегать из отелей или сидеть под дулами автоматов. Общаясь с коллегами по сети, поняла, что мы готовы поддержать «Капитал Тур» и работать с ним в дальнейшем. Даже сейчас есть желающие забронировать тур у этого оператора: туристы, много лет летавшие на отдых от «Капитал Тура», ему еще доверяют.
Георгий Мохов, председатль правовой комиссии РСТ
— Законодательство, касающееся регулирования правоотношений в сфере туризма, у нас очень «сырое». В частности, статья в мошенничестве практически не работает. Просто потому, что доказать злой умысел со стороны обанкротившихся компаний зачастую невозможно. Учредители тур-агентств несут только гражданскую ответственность в размере взноса в уставной капитал (10 тыс. руб.). Запрета на профессию для руководителей компаний, обманувших клиентов и партнеров, закон не предусматривает. В результате подобные «предприниматели» могут бесконечно плодить фирмы под разными именами. Вплоть до того, что предприятие может создаваться даже под конкретные даты. Например, под Новый год, после которого оно просто исчезает… Проблема должна решаться на законодательном уровне.
Александр Кремер, представитель страховой компании «Инногарант»
— Мы уже приняли более 330 заявлений от клиентов «Капитал Тура». Комплекты документов на возмещение поступают как из Москвы, так и из регионов, и очевидно, что количество обращений в страховую компанию будет только расти. Выплата компенсаций будет производиться в соответствии с установленной процедурой и законодательством, регулирующим страхование ответственности туроператора. Получить свои деньги туристы должны не позднее, чем через 30 календарных дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов.
Светлана Макарова, генеральный директор сети туристических агентств «Горячие туры»
— Наш юрист сейчас на связи с агентствами и ездит на подачу документов в страховую компанию. В общей сложности только у нас набирается около 250 «проблемных» туристов. Это и клиенты, которые уже вернулись с отдыха, где у них возникли проблемы, и те, у которых туры уже не состоялись, и туристы, туры которых под вопросом. Причем самой проблемной остается последняя категория. Дело в том, что самые дорогие туры как раз новогодние. Есть туристы, которые заплатили за эти программы по 800 тыс. и даже по миллиону рублей. Если учесть, что туры могут так и не состояться, тянуть с подачей заявления в страховую компанию нельзя — там предусмотренные законом деньги могут закончиться.
Владимир СЕРГАЧЕВ
Вся пресса за 13 декабря 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
|
Право.Ru, 28 ноября 2024 г.
ВС выпустил обзор практики по делам, связанным с ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 28 ноября 2024 г.
Страховщики настаивают на ремонте машин бывшими в эксплуатации запчастями
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|